Техника безопасности на уроках уроках лыжной подготовки. Техника безопасности при проведении уроков по лыжной подготовке Правила поведения во время занятий на лыжах

Лыжи должны быть подобраны по росту и, содержаться в исправном состоянии. Неисправными считаются лыжи, имеющие трещины, сколы, поломанные носки или пятки лыж, деформацию скользящей плоскости (пропеллер).

Крепление должно быть установлено по центру лыж и прочно закреплено на ней. Оно должно быть отрегулировано так, чтобы можно было без посторонней помощи крепить к лыже ботинок или валенок. Лучше использовать жёсткие крепления (они более надёжны) или резиновые стандартного образца (не самодельные).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инструкция по лыжной подготовке для школьников

Лыжи должны быть подобраны по росту и, содержаться в исправном состоянии. Неисправными считаются лыжи, имеющие трещины, сколы, поломанные носки или пятки лыж, деформацию скользящей плоскости (пропеллер).

Крепление должно быть установлено по центру лыж и прочно закреплено на ней. Оно должно быть отрегулировано так, чтобы можно было без посторонней помощи крепить к лыже ботинок или валенок. Лучше использовать жёсткие крепления (они более надёжны) или резиновые стандартного образца (не самодельные).

Палки, подобранные по росту, должны иметь наконечники, кольца и ремни для кистей рук, длина которых должна регулироваться.

Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру (тесная или очень свободная обувь могут привести к потёртостям либо к травме голеностопного сустава). Обувь надо систематически смазывать гуталином. Это предохранит от влаги и сделает кожу более мягкой. Нельзя зашнуровывать ботинки слишком туго и обвязывать шнурки вокруг ноги, из-за этого ухудшается кровообращение, и ноги скорее замерзают. После занятий надо обязательно просушить ботинки. Ни в коем случае нельзя делать это на батарее или печке. В этом случае обувь может покоробиться и стать жёсткой. Надевать ботинки следует на два носка (х/б и шерстяной). Носки должны быть сухими.

Одежда должна защищать от холода и ветра, быть лёгкой, удобной и не сковывать движения. Свитер должен перекрывать брюки даже при сильном наклоне туловища вперёд. Следует надеть бельё из натуральных тканей. На руках должны быть варежки. Запрещается заниматься без головного убора. На голове должна быть спортивная шапочка, закрывающая уши. При сильном морозе – две, если они тонкие. В том случае, если шапочка не прикрывает уши, надо дополнительно использовать специальные наушники.
Получив лыжный инвентарь, надо проверить его исправность и развязать лыжи до выхода на улицу. Выйдя на улицу, не следует сразу вставать на лыжи, надо дать им остыть, иначе на них образуется корка льда, которая будет препятствовать скольжению.
Опоздав на урок, нужно доложить учителю о своём приходе, чтобы он знал точное количество занимающихся. Нельзя уходить с занятий без разрешения учителя.
В течение всего года необходимо регулярно выполнять упражнения на развитие выносливости. Низкий уровень выносливости является одной из главных причин травматизма, так как утомлённый человек менее внимателен и координирован. Лучшей профилактикой травматизма является правильная техника выполнения упражнений. Поэтому надо внимательно слушать объяснения учителя и стараться правильно и точно выполнять подводящие и подготовительные упражнения. Следует строго выполнять правила поведения на лыжне. При движении на лыжне надо соблюдать дистанцию до впереди идущего лыжника 3-4 м, а при спусках этот интервал должен быть не менее 30 м. Во время спуска нельзя выставлять вперёд лыжные палки. Если возникла необходимость быстро остановиться, надо присесть и упасть на бок, обязательно держа палки сзади. После спуска не следует останавливаться у подножия склона: сзади за вами следуют другие лыжники. Нельзя пересекать лыжню, по которой движутся спускающиеся со склона лыжники. Нельзя прыгать с трамплина: для этого нужны специальная подготовка и прыжковые лыжи.

Во время занятий не исключены случаи обморожения ушей, носа и щёк. Если они побелели или потеряли чувствительность, надо растереть кожу вокруг обмороженного места до порозовения, а затем и сам отмороженный участок. Делать это следует сухой рукой, а не снегом, т.к. при растирании снегом можно повредить кожу и занести в организм инфекцию.
Если во время соревнований (занятий) участник по каким-либо причинам вынужден сойти с дистанции, он должен обязательно предупредить об этом судью (учителя). Это можно сделать лично, а также через контролёра или товарища.
О поломке и порче лыжного снаряжения также следует сообщать учителю. Если невозможно произвести починку на дистанции, то, получив разрешение учителя, надо выходить к школе (лыжной базе, ближайшему населённому пункту).
Нельзя снимать «лишнюю» одежду во время бега на дистанции и после его окончания (это может привести к простуде). Лучше её снять до начала бега, а после завершения надеть вновь.
По окончании занятий перед входом в помещение надо очистить лыжи от снега, а, зайдя в помещение, связать их.
Сразу после занятий по лыжной подготовке нельзя пить холодную воду и охлаждённые напитки (можно простудить горло).

История развития муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа г.Байкальска» началась в 1976 году.

01 июня 1977 года была перерезана лента, спортивная школа начала работать, как школа вольной борьбы.

В это же время в г.Байкальск приехали Макаренко Виктор Ильич и Глазов Владимир Алексеевич, молодые парни, которые начали работу с детьми, поддержав идею директора. А также продолжали заниматься сами и отстаивать честь детско-юношеской спортивной школы на борцовских коврах России. Их первые воспитанники стали чемпионами Иркутской области в первый же год. Энтузиазм молодых тренеров проявлялся не только на борцовском ковре, они неустанно занимались благоустройством теперь уже родной школы. Своими силами, и вовлекая юных спортсменов при содействии родительского комитета в общественно-полезный труд и в труд по укреплению материально-спортивной базы школы, они оборудовали игровой зал, восстановительный центр: баню-сауну, мини-бассейн и комнату отдыха.

Глазов Владимир Алексеевич, тренер-преподаватель, и по сегодняшний день продолжает начатое им дело. Для развития и популяризации вольной борьбы в г.Байкальске и Иркутской области провел большую организаторскую работу по организации международного турнира по вольной борьбе «Байкальские зори». Сумел наладить контакт с тренерами по вольной борьбе республики Монголии по обмену опытом работы. Внес огромный вклад в развитие вольной борьбы в городе, районе и Иркутской области. Имеет звание «Отличник физической культуры и спорта РФ». Ветеран труда. С 1986 года является старшим тренером Иркутской области по вольной борьбе.

С 1981 года и по настоящее время школой руководит Глазова Любовь Ананьевна, Почетный работник общего образования РФ, Ветеран труда.

Под ее руководством за 35 лет школа превратилась из производственного помещения в центр спорта, здоровья и отдыха. Она организовала работу по оказанию платных дополнительных услуг. В результате этого появился дополнительный источник финансирования, благодаря которому школа не только сохранилась, но и процветает. Любовь Ананьевна смогла так организовать коллектив ДЮСШ, что уровень достижения учащихся школы возрос.

Многие годы трудились и внесли большой вклад в развитие школы:

Пшенников Борис Иванович, настоящий фанат лыжного спорта, который проводил большую работу по развитию лыжного спорта не только в г.Байкальске, но и в Иркутской области. Он вложил много сил для создания городской лыжной трассы и до последнего дня поддерживал ее в отличном состоянии. Не пропал даром пятнадцатилетний труд Бориса Ивановича, многие его воспитанники до сих пор являются действующими спортсменами и продолжают начатое им дело. Ежегодно на базе ДЮСШ проводится первенство Слюдянского района по лыжным гонкам памяти Б.И.Пшенникова.

Пашковский Михаил Андреевич, который долгие годы оставался неустанным руководителем шахматного отделения, выступил организатором районного турнира «Белая Ладья». Всю свою жизнь он посвятил детям и развитию шахмат в Слюдянском районе. В память о тренере ежегодно в Слюдянском районе проводится чемпионат по шахматам памяти М.А.Пашковского.

За время существования школа превратилась в центр спорта, здоровья и отдыха для детей и взрослых г.Байкальска.

На протяжении многих лет школа участвует и занимает призовые места в областных конкурсах: «Лучшее учреждение дополнительного образования», «За высокие спортивные достижения» среди спортивных школ, осуществляющих деятельность на территории Иркутской области в номинации «Лучшая детско-юношеская спортивная школа, развивающая 1-7 видов спорта»

На протяжении многих лет воспитанники детско-юношеской спортивной школы входили и входят в состав сборной команды Иркутской области по вольной борьбе и лыжным гонкам, принимали и принимают участие в соревнованиях различного уровня- в региональных и межрегиональных турнирах, на первенствах Сибирского федерального округа, первенстве России, всероссийских и международных турнирах:

Это воспитанники отделения вольной борьбы:

Жавнеров Сергей, Опарин Дмитрий, Карбаинов Дмитрий, Поспелов Евгений, Кибирев Игорь, Сугробов Виктор, Аширов Карим, Михота Андрей, Котовщиков Роман, Саркисян Ваагн, Тузов Павел, Погосян Сергей, Кадынцев Андрей, Астапов Илья, Киргизов Иван, Киргизова Надежда;

Киргизова Надежда, кандидат в мастера спорта по вольной борьбе, стала не только чемпионкой Иркутской области в 2016г., но и стала призеркой первенства СФО и первенства России. Вошла в состав сборной команды России и приняла участие в первенстве Европы в г.Стокгольме(Швеция) в июле 2016г.

Воспитанники отделения лыжных гонок:

Кравченко Елена, Разина Олеся, Глазова Екатерина, Карпова Ольга, Пшенникова Елена, Трубина Анжела, Шварц Наталья, Безрукова Татьяна, Абносов Артем, Штеркель Алексей, Таскаев Дмитрий;

Воспитанники отделения шахмат:

Адамян Эдгар, Гусев Олег, Алецкий Эдуард, Колесниченко Валерий, Перерва Екатерина.

Воспитанники школы становились обладателями:

Премии губернатора Иркутской области «За высокие спортивные достижения»,

Премиями мэра Слюдянского района «За высокие спортивные результаты»,

А также чемпионами районного конкурса «Талантливая молодежь Слюдянского района».

На протяжении 14 лет команда Слюдянского района, сформированная из бывших воспитанников отделения вольной борьбы ДЮСШ, становилась победителем на летних сельских играх Иркутской области.

За весь период работы школы подготовлено:

Мастер спорта- 1 человек;

Кандидатов в мастера спорта-79 человек;

1 спортивный разряд- 202 человека;

Массовые разряды - более 2300 чел.

Многие из воспитанников до сих пор являются действующими спортсменами, некоторые стали приемниками дела тренера, закончив учебные заведения, они сами стали тренерами-преподавателями. Это - Антонов Вячеслав Иванович - тренер-преподаватель с 30- летним стажем, «Почетный работник общего образования РФ», Юршин Евгений Юрьевич - тренер-преподаватель, мастер спорта России по вольной борьбе. В 2008 году вошел в десятку сильнейших на первенстве России в г.Санкт-Петербург.

Коробейников Виктор Владимирович, тренер-преподаватель по лыжным гонкам, мастер спорта российского любительского лыжного союза. Член сборной России среди спортсменов среднего и старшего возраста по лыжным гонкам. Участник четырех чемпионатов мира среди спортсменов среднего и старшего возраста.

На протяжении одинадцати лет трудится и внесла свой вклад в учебно-методическую работу школы заместитель директора по учебно-воспитательной работе Коротких Анна Владимировна.

А, также влились в коллектив школы:

Балан Екатерина Васильевна, тренер-преподаватель по лыжным гонкам;

Тарасов Роман Владимирович- тренер-преподаватель по лыжным гонкам;

Когун Сергей Валентинович- тренер-преподаватель по шахматам;

Короткова Александра Сергеевна - тренер-преподаватель по шахматам;

Округина Ирина Николаевна- тренер-преподаватель по ритмической гимнастике.

В настоящее время в школе обучается 330 учащихся на отделениях: вольной борьбы, лыжных гонок, ритмической гимнастики и шахмат. Залогом успехов воспитанников является уровень спортивного и педагогического мастерства тренеров-преподавателей нашей школы.
На данный момент тренерско-преподавательскую работу осуществляют 10 тренеров-преподавателей, из них пять человек имеют высшую квалификационную категорию, один человек -первую категорию, 2 человека имеют звание «Ветеран труда», 1 человек имеет почетное звание «Почетный работник общего образования РФ», 1 человек имеет звание «Отличник физической культуры и спорта РФ», 1 человек имеет звание «Мастер спорта России по вольной борьбе».

В целях популяризации видов спорта, культивируемых в школе, укрепления дружественных связей и отношений между другими ДЮСШ области, регионов, школа ежегодно организует и проводит традиционные соревнования: «Новогодний турнир» по вольной борьбе, открытое первенство Слюдянского района по вольной борьбе в честь Дня Защитника Отечества и районные соревнования по шахматам на приз «Белая ладья». На протяжении 25 лет ДЮСШ проводит первенство Иркутской области по вольной борьбе, а также первенство Иркутской области по лыжным гонкам.

С целью укрепления международных дружественных связей, был заключен договор между ДЮСШ г.Байкальска и детским центром спорта и творчества г.Улан-Батора республики Монголии, с 1985 г. велась совместная работа по обмену опытом:

Проведение в г.Байкальске Международного турнира по вольной борьбе "Байкальские зори" с приглашением борцов из Монголии, Китая и Казахстана.

- участие спортсменов ДЮСШ г.Байкальска в традиционном международном турнире по вольной борьбе "Олимпийские надежды" в г.Улан-Баторе респ.Монголии

Семинары для тренеров и судей, проводимые в Монголии г.Улан-Баторе и в г.Байкальске

Сегодня ДЮСШ находится в приспособленном здании, где имеется: большой зал борьбы, малый зал борьбы, тренажерный зал, помост для занятий атлетической гимнастикой, комната для занятий шахматами, игровой зал, восстановительный центр, гостиница для проведения учебно-тренировочных сборов, лыжный стадион с трассами протяженностью 1, 2, 3 и 5 км.



Восстановительный центр



Использование бани-сауны и контрастной ванны в учебно-тренировочном процессе для восстановительных мероприятий дает положительный эффект, способствует расслаблению, благодаря чему снимаются боли и симптомы утомления, увеличивается эластичность, гибкость суставов, а также благоприятствует протеканию обменных процессов.

Гидромассаж Джакузи. С помощью этого массажа можно воздействовать именно на те участки тела, которые больше всего в этом нуждаются. Это хорошая закаливающая и оздоровительно-восстанавливающая процедура. Интенсивность струй стимулирует повышение тонуса тканей.

Лыжный стадион

Кроме этого занятия проводятся на базе других образовательных учреждений:
- МБОУ НШДС № 16 проводятся занятия по шахматам;
- МБОУ НШДС № 13 проводятся занятия по шахматам и ритмической гимнастики;
- МБОУ СОШ № 12 проводятся занятия по лыжным гонкам, шахматам и вольной борьбе;

Лыжи должны быть подобраны по росту занимающегося и находиться в исправном состоянии. Неисправностями считаются: трещины, сколы, поломки носка или пятки лыж, деформация скользящей поверхности.

Крепления должны быть отрегулированы так, чтобы можно было без посторонней помощи прикреплять к лыжам ботинки или валенки. Следует использовать жесткие крепления(они более надежны) или резиновые, стандартного образца, но не самодельные.

Палки, подобранные по росту, должны иметь наконечник, кольцо и регулируемой длины ремень для кисти руки.

Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру: тесная или очень свободная обувь может привести к потертостям или травме голеностопного сустава.

Необходимо систематически смазывать ботинки бесцветным гуталином(или салом, растительным маслом и т.п.), это предохранит их от влаги и смягчит кожу или заменитель, из которых они изготовлены. Не зашнуровывать ботинки слишком туго и не обвязывать шнурки вокруг голени - из - за этого ухудшается кровообращение и ноги быстрее мерзнут.

После занятий надо обязательно просушить ботинки: ходьба в сырой обуви приводит к потертостям. Ни в коем случае нельзя сушить ботинки на батарее отопления или печке: от этого они становятся жесткими и коробятся.

Надевать обувь лучше на два носка(хлопчатобумажный и шерстяной). Носки должны быть сухими. При сильном морозе можно к тому же обернуть пальцы ног газетной бумагой.

Одежда на занятиях лыжной подготовкой должна защищать от холода и ветра, быть легкой, удобной, не сковывающей движений. Чтобы не застудить поясницу, следует надеть свитер такой длины, чтобы он «перекрывал» брюки даже при сильном наклоне туловища вперед.

При занятиях в мороз следует обязательно надеть тепло белье из натуральных (не синтетических) тканей, а на руки - варежки.

Запрещается заниматься без головного убора. Следует надеть спортивную шапочку(при сильном морозе лучше две), прикрывающую уши или наушники.

Получив лыжный инвентарь, надо проверить исправность, развязать лыжи до выхода на улицу(если они связаны вместе). Выйдя на улицу, следует не спешить вставать на лыжи, а дать им остыть, иначе на них образуется корка льда, которая будет препятствовать скольжению.

В случае опоздания на занятие лыжной подготовкой надо предупредить учителя о своем приходе, чтобы он знал точное количество занимающихся. Не уходить с занятий без разрешения учителя.

В течение всего года регулярно выполнять упражнения на выносливость. Низкий уровень выносливости является одной из причин травматизма, ведь утомленный человек менее внимателен и скоординирован.

Владение правильной техникой выполнения упражнений - лучшая профилактика травматизма. Поэтому следует внимательно слушать объяснения учителя, стараться правильно и точно выполнять подводящие и подготовительные упражнения.

Обязательно выполнять правила поведения на лыжне. При передвижении на лыжах по дистанции соблюдать интервал 3 - 4м, при спусках - не менее 30м. при спусках не выставлять вперед лыжные палки. Если возникла необходимость в быстрой остановке, приседая, падать на бок(обязательно держа при этом палки сзади).

После спуска не останавливаться у подножия склона, помня, что за тобой следуют другие лыжники.

Не пересекать лыжню, по которой передвигаются спускающиеся со склона лыжники.

Не прыгать с трамплина: для этого нужны специальная подготовка и прыжковые лыжи.

При занятиях лыжным спортом нередки случаи обморожения открытых участков лица и шеи. При побелении или потере чувствительности кожи ушей, носа, щек следует немедленно сделать растирание. Делать это нужно сухой рукой, а не снегом, так как в последнем случае можно повредить кожу и занести инфекцию.

Если во время занятий(соревнований) ученик по каким - либо причинам был вынужден сойти с дистанции, то он должен обязательно предупредить об этом учителя, инструктора, судейскую коллегию(лично, через контролера или товарища).

О поломке и порче лыжного снаряжения надо также сообщить учителю.

Нельзя раздеваться во время передвижения на лыжах по дистанции и после его окончания. Лучше снять лишнюю одежду до начала лыжной гонки, а после ее завершения надеть вновь.

Перед входом в помещение счистить снег с лыж, а зайдя в помещение, связать их вместе.

Сразу после занятий по лыжной подготовке не пить холодную воду чтобы не заболело горло.

Ограничения по температуре воздуха и погодным условиям при занятиях лыжной подготовкой для школьников разного возраста(по классам) даны в (таблице №1.)

Почти на всей территории нашей страны зима — это время для любителей лыж, санок и коньков. В рамках программы физического развития ребенка в школе лыжная подготовка является обязательной. Занятия способствуют укреплению иммунитета, тренируют все группы мышц. Лыжная подготовка в школе проводится во всех классах без исключения. Программе по этому направлению отводится 16 учебных часов. Дети должны приобрести навыки обращения с лыжами и освоить элементарные способы передвижения на них с целью повышения физической активности и укрепления собственного здоровья.

В решении этих задач большое значение имеет техника лыжной подготовки. Дети учатся правильно выполнять задания учителя, уделяя внимание отдельным элементам. Чтобы научиться спускаться с горы, стоит отработать технику ската и правильного торможения.

Лыжная подготовка в начальной школе

Независимо от возрастной категории детей, должна соблюдаться техника безопасности на уроках лыжной подготовки в школе. В ребята получают самые первые навыки обращения со спортивным инвентарем. Поэтому вопрос соблюдения техники безопасности здесь стоит наиболее остро. Во-первых, для детей необходимо максимально правильно подобрать лыжи, палки, обувь и крепления. Во-вторых, необходимо научить застегивать жесткие крепления на лыжах и регулировать мягкие. В-третьих, при объяснении правил передвижения на лыжах детям начальной школы нужен наглядный пример.

Лыжная подготовка в начальной школе — это основа основ. От того, насколько ребенок усвоит азы, будут зависеть его дальнейшие успехи в этом виде спорта. Поэтому чаще всего учителю физкультуры в начальных классах приходится играть роль инструктора, который внимательно следит за каждым учеником и корректирует правильность движений при выполнении заданий.

Лыжная подготовка в старших классах

Несмотря на то что дети уже имеют опыт обращения со спортивным инвентарем, техника безопасности на уроках лыжной подготовки должна напоминаться учащимся. Ребята должны знать следующие правила:

  1. Перед уроком каждый должен проверить свои лыжи на исправность (целость креплений, отсутствие трещин).
  2. Не стоит надевать лыжи сразу после выхода на улицу. Инвентарь должен адаптироваться к низкой температуре.
  3. Нельзя махать палками слишком активно, чтобы не покалечить товарища.
  4. Ученику надо четко выполнять все требования учителя

В 5—7 классах занятия по лыжной подготовке предполагают изучение теории. Далее идет отработка знаний на практике. Учащиеся старших классов, проявившие себя с лучшей стороны, становятся помощниками учителя физкультуры на проведении внешкольных мероприятий, связанных с лыжным спортом.

Правила подбора лыж и палок

Чтобы уроки в школе прошли хорошо, стоит правильно выбрать спортивный инвентарь. Следует придерживаться следующих правил:

  1. Длина лыжи выбирается в соответствии с ростом учащегося. Если поставить лыжу вертикально, ребенок, подняв руку вверх, должен достать ладонью края.
  2. Лыжная палка при вертикальном ее расположении должна верхним своим краем доходить до подмышечной впадины учащегося.
  3. Лыжи для занятий подходят как деревянные, так и пластиковые. Остановив выбор на деревянных лыжах, нужно проверить их на предмет отсутствия трещин и сучков. Пластиковый инвентарь желательно выбирать с чешуйчатой скользящей основой. Такие лыжи не будут требовать дополнительной обработки при изменении погодных условий.
  4. Лыжные палки должны иметь специальные петли для кистей рук и опорное кольцо внизу, чтобы при движении не нарушать равновесия ребенка.

Соблюдение простых правил поможет ребенку уроки по лыжной подготовке превратить в любимое занятие, а также исключить травматизм.

Правильный подбор обуви

Техника безопасности на уроках лыжной подготовки требует правильного подбора обуви для занятий. Безусловно, обувь должна быть для ребенка удобной. Кроме этого, нужно запомнить:

  • Лучше всего приобретать ботинки с удлиненным голенищем, которое будет защищать от снега.
  • Носки ботинок должны быть тупыми и широкими, для удобства их закрепления.
  • Ботинки должны быть на один или два размера больше, чтобы можно было надеть два носка (наличие шерстяного обязательно).
  • Шнуровать обувь нужно плотно, чтобы избежать при падении травмы голеностопного сустава.

Правильный подбор обуви поможет избежать переохлаждения и травм.

Одежда для проведения лыжной подготовки

Особых правил по выбору одежды для занятий на лыжах нет. Однако форма должна соответствовать следующим правилам:

  • надежно защищать от ветра;
  • не перегревать и не способствовать переохлаждению;
  • не должна сковывать движений во время занятий;
  • варежек должно быть два комплекта, чтобы в случае намокания одной можно было надеть другую пару;
  • головной убор должен быть изготовлен из теплого гипоаллергенного материала.

Соблюдение температурного режима

Каждый учитель прекрасно знает, что лыжная подготовка в школе может проводиться при определенном Основную информацию следует знать и родителям, если речь идет об учащихся начальных классов. Ведь именно мамы и папы помогают ребятам собраться на занятия.

Лыжная подготовка в начальной школе проводится:

  • если погода безветренная и температура воздуха не ниже -9 градусов;
  • если скорость ветра до 5 м/с и температура не ниже -6 градусов;
  • если от 5 до 10 м/с и температура не ниже -3 градусов.

Для старших школьников температурный режим немного другой. Основные данные будут приведены в таблице.

Безветренная погода

Скорость ветра до 5 м/с

Скорость ветра 5 - 10 м/с

Во всех остальных случаях занятия проводятся в спортивном зале.

Нужно помнить!

  1. Здоровье ребенка чаще всего зависит от уровня его физической активности.
  2. Лыжная подготовка — это не просто занятия на свежем воздухе. Это еще закаливание организма, всесторонее физическое развитие ребенка.
  3. Занятия на свежем воздухе способствуют лучшей активности головного мозга.
  4. Техника безопасности на уроках лыжной подготовки — это основа сохранения физического здоровья детей.
  5. Школьные уроки лыжной подготовки не сделают ребенка мастером спорта, но поспособствуют его полноценному физическому развитию.

В здоровом теле — здоровый дух. Однако и впадать в крайность не стоит. Если организм ребенка ослаблен после болезни, от занятий на свежем воздухе в зимний период лучше отказаться. Техника безопасности предусматривает правильный подбор не только спортивного инвентаря и формы одежды, но и условий, в которых будут проведены занятия.

Правила техники безопасности на занятиях лыжной подготовкой

Лыжи должны быть подобраны по росту занимающегося и находиться в исправном состоянии.

Крепления должны быть отрегулированы так, чтобы можно было без посторонней помощи прикреплять лыжи к лыжным ботинкам. Палки, подобранные по росту, должны иметь наконечник, кольцо и регулируемой длины ремень для кисти руки. Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру: тесная или очень свободная обувь может привести к потертостям или травме. Надевать обувь лучше на два носка. Носки должны быть сухими.

Одежда на занятиях лыжной подготовкой должна защищать от холода и ветра, быть легкой, удобной. Чтобы не застудить поясницу, следует надеть длинный свитер.

Запрещается заниматься без головного убора. Следует надеть спортивную шапочку, прикрывающую уши, а на руки - варежки.

Выйдя на улицу, не спешите вставать на лыжи, иначе на них образуется корка льда, которая будет препятствовать скольжению.

В течение всего года регулярно выполняйте упражнения на выносливость. Низкий уровень выносливости является одной из причин травматизма.

Следует внимательно слушать объяснения учителя, стараться правильно и точно выполнять упражнения.

При передвижении на лыжах по дистанции соблюдайте интервал 3-4 м, при

спусках - не менее 30 м. При спусках не выставляйте вперед лыжные палки. Если возникает необходимость в быстрой остановке, приседая, падать на бок (обязательно держа при этом палки сзади). Не пересекать лыжню, по которой передвигаются спускающиеся со склона лыжники. Не прыгать с трамплина: для этого нужны специальная подготовка и прыжковые лыжи. Категорически запрещается использовать лыжные палки для осаливания во время подвижных игр и эстафет: это можно делать только рукой.

При занятиях лыжным спортом могут быть обморожения. При потере чувствительности кожи ушей, носа, щек следует немедленно сделать растирание. Делать это нужно сухой рукой, а не снегом, так как в последнем случае можно повредить кожу и занести инфекцию.

О поломке и порче лыжного снаряжения, о необходимости сойти с дистанции

надо обязательно предупредить учителя. Не уходите с занятий без разрешения учителя.

Нельзя раздеваться во время передвижения на лыжах по дистанции (это приведет к простуде). Лучше снять лишнюю одежду до начала лыжной гонки, а после ее завершения надеть вновь.

Перед входом в помещение счистить снег с лыж.

Сразу после занятий по лыжной подготовке не пить холодную воду, чтобы не заболело горло.

Ограничения по температуре воздуха и погодным условиям при занятиях лыжной подготовкой следующие: температура не ниже -15, тихий ветер.